Друзья!
Нам – Музею Рекламы – предложили стать одним из организаторов передвижной выставки об истории милосердия в России в периоды двух крупнейших войн ХХ века. Эта тема нам очень близка и интересна. Во все времена очень важно помнить о тех, кто в самые тяжелые для нашей страны годы не остался равнодушным к чужой боли и страданию. Мы провели собственное исследование рекламных материалов разных эпох и хотим поделиться с вами уникальными экспонатами из коллекции нашего музея, рассказывающими потрясающие истории судеб великих людей великой страны.
Выставка проводится в партнерстве с Фондом «Служение, милосердие, созидание».
Москва, 6–25 мая 2025
Выставочное пространство: Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына
МИЛОСЕРДИе
В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ
Друзья!
Нам – Музею Рекламы – предложили стать одним из организаторов передвижной выставки об истории милосердия в России в периоды двух крупнейших войн ХХ века. Эта тема нам очень близка и интересна. Во все времена очень важно помнить о тех, кто в самые тяжелые для нашей страны годы не остался равнодушным к чужой боли и страданию. Мы провели собственное исследование рекламных материалов разных эпох и хотим поделиться с вами уникальными экспонатами из коллекции нашего музея, рассказывающими потрясающие истории судеб великих людей великой страны.
Выставка проводится в партнерстве с Фондом «Служение, милосердие, созидание».
Москва, 6–25 мая 2025
Выставочное пространство: Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына
МИЛОСЕРДИе
В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ
Реклама – это не просто инструмент продвижения товаров и услуг. Это уникальный культурный феномен, который на протяжении всей истории человечества помогал формировать и транслировать важнейшие социальные ценности, в том числе милосердие и сострадание.

Анализируя PR-кампании прошлого, мы видим, как с помощью грамотно выстроенных сообщений поднимали боевой дух солдат, собирали средства на помощь пострадавшим, объединяли людей вокруг важных социальных инициатив. Каждая такая кампания – это урок истории, показывающий силу коммуникации в решении гуманитарных задач.
Одну из важнейших ролей во время Первой мировой войны сыграли сестры милосердия, спасшие тысячи раненых солдат. Сестры объединялись в общины, которые находились в ведении Общества Красного Креста. Перед началом войны в общей сложности в стране насчитывалось 112 общин сестер милосердия. Всего же на фронтах Первой мировой работали почти 20 тысяч сестер милосердия.
РУССКИЙ КОД МИЛОСЕРДИЯ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
«У людей, особенно в России, так всегда бывает. В трудных ситуациях в душе воскресает все самое лучшее, они начинают помогать друг другу. Наверное, это тоже показатель воскресения человеческого духа. Трудности нас мобилизуют, и наши лучшие качества становятся более явными».
Настоятельница Марфо-Мариинской обители Игумения Елисавета
Реклама – это не просто инструмент продвижения товаров и услуг. Это уникальный культурный феномен, который на протяжении всей истории человечества помогал формировать и транслировать важнейшие социальные ценности, в том числе милосердие и сострадание.

Анализируя PR-кампании прошлого, мы видим, как с помощью грамотно выстроенных сообщений поднимали боевой дух солдат, собирали средства на помощь пострадавшим, объединяли людей вокруг важных социальных инициатив. Каждая такая кампания – это урок истории, показывающий силу коммуникации в решении гуманитарных задач.
Реклама – это не просто инструмент продвижения товаров и услуг. Это уникальный культурный феномен, который на протяжении всей истории человечества помогал формировать и транслировать важнейшие социальные ценности, в том числе милосердие и сострадание.

Анализируя PR-кампании прошлого, мы видим, как с помощью грамотно выстроенных сообщений поднимали боевой дух солдат, собирали средства на помощь пострадавшим, объединяли людей вокруг важных социальных инициатив. Каждая такая кампания – это урок истории, показывающий силу коммуникации в решении гуманитарных задач.
Одну из важнейших ролей во время Первой мировой войны сыграли сестры милосердия, спасшие тысячи раненых солдат. Сестры объединялись в общины, которые находились в ведении Общества Красного Креста. Перед началом войны в общей сложности в стране насчитывалось 112 общин сестер милосердия. Всего же на фронтах Первой мировой работали почти 20 тысяч сестер милосердия.
Одну из важнейших ролей во время Первой мировой войны сыграли сестры милосердия, спасшие тысячи раненых солдат. Сестры объединялись в общины, которые находились в ведении Общества Красного Креста. Перед началом войны в общей сложности в стране насчитывалось 112 общин сестер милосердия. Всего же на фронтах Первой мировой работали почти 20 тысяч сестер милосердия.
РУССКИЙ КОД МИЛОСЕРДИЯ: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
«У людей, особенно в России, так всегда бывает. В трудных ситуациях в душе воскресает все самое лучшее, они начинают помогать друг другу. Наверное, это тоже показатель воскресения человеческого духа. Трудности нас мобилизуют, и наши лучшие качества становятся более явными».
Настоятельница Марфо-Мариинской обители Игумения Елисавета
Г. Горячев. Сестра. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Г. Горячев. Сестра. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный фотограф. Сестра милосердия. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный фотограф. Сестра милосердия. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Императрица Александра Федоровна. 1914 Императрица Александра Федоровна. 1914
Марфо-Мариинская обитель, например, с началом войны работала только для фронта: склады Красного Креста, больница, медицинский центр, аптека. 28 августа 1914 года при обители открыли лазарет на 50 мест для тяжелораненых офицеров из нижних чинов, для которых необходимо было незамедлительное оперативное лечение. Настоятельница сама встречала первых прибывших раненых, лично руководила их переносом и первой помощью в лазарете.
Лазарет Елизаветинской общины в Харбине. 1904 Лазарет Елизаветинской общины в Харбине. 1904
Ученицы курса сестер милосердия. Петроград. 1917
На фоне – больница Общины святой Евгении на перекрестке Старорусской и Новгородской, которую возвели на пожертвования
Ученицы курса сестер милосердия. Петроград. 1917
На фоне – больница Общины святой Евгении на перекрестке Старорусской и Новгородской, которую возвели на пожертвования
Император Николай II, Сестра Милосердия Императрица Александра Федоровна и их дочь, Княжна Анастасия Николаевна среди персонала во дворе лазарета Офицерской артиллерийской школы. Петроградская губерния, Царскосельский уезд, г. Царское Село. 1914–1916 Император Николай II, Сестра Милосердия Императрица Александра Федоровна и их дочь, Княжна Анастасия Николаевна среди персонала во дворе лазарета Офицерской артиллерийской школы. Петроградская губерния, Царскосельский уезд, г. Царское Село. 1914–1916
Серебряный жетон общества Общины св. Евгении со знаком Красного Креста и монограммой Евгении Максимилиановны Ольденбургской
Фото: семейный архив kondra / pastvu
Серебряный жетон общества Общины св. Евгении со знаком Красного Креста и монограммой Евгении Максимилиановны Ольденбургской
Фото: семейный архив kondra / pastvu
Г. Горячев. Сестра. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Г. Горячев. Сестра. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный фотограф. Сестра милосердия. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный фотограф. Сестра милосердия. Открытое письмо. 1900-е
Из коллекции Музея Рекламы
Императрица Александра Федоровна. 1914 Императрица Александра Федоровна. 1914
Марфо-Мариинская обитель, например, с началом войны работала только для фронта: склады Красного Креста, больница, медицинский центр, аптека. 28 августа 1914 года при обители открыли лазарет на 50 мест для тяжелораненых офицеров из нижних чинов, для которых необходимо было незамедлительное оперативное лечение. Настоятельница сама встречала первых прибывших раненых, лично руководила их переносом и первой помощью в лазарете.
Лазарет Елизаветинской общины в Харбине. 1904 Лазарет Елизаветинской общины в Харбине. 1904
Ученицы курса сестер милосердия. Петроград. 1917
На фоне – больница Общины святой Евгении на перекрестке Старорусской и Новгородской, которую возвели на пожертвования
Ученицы курса сестер милосердия. Петроград. 1917
На фоне – больница Общины святой Евгении на перекрестке Старорусской и Новгородской, которую возвели на пожертвования
Император Николай II, Сестра Милосердия Императрица Александра Федоровна и их дочь, Княжна Анастасия Николаевна среди персонала во дворе лазарета Офицерской артиллерийской школы. Петроградская губерния, Царскосельский уезд, г. Царское Село. 1914–1916 Император Николай II, Сестра Милосердия Императрица Александра Федоровна и их дочь, Княжна Анастасия Николаевна среди персонала во дворе лазарета Офицерской артиллерийской школы. Петроградская губерния, Царскосельский уезд, г. Царское Село. 1914–1916
Серебряный жетон общества Общины св. Евгении со знаком Красного Креста и монограммой Евгении Максимилиановны Ольденбургской
Фото: семейный архив kondra / pastvu
Серебряный жетон общества Общины св. Евгении со знаком Красного Креста и монограммой Евгении Максимилиановны Ольденбургской
Фото: семейный архив kondra / pastvu
Особая книжка Комитета для усиления средств Елисаветинской общины сестер милосердия РОКК на имя И. А. Шлякова. 1901 Особая книжка Комитета для усиления средств Елисаветинской общины сестер милосердия РОКК на имя И. А. Шлякова. 1901
В конце июля 1914 года в помощь существующим военным госпиталям по инициативе общественных организаций началось создание частных лазаретов. К шестому августа их насчитывалось уже несколько десятков с общим количеством 1220 мест.

Москвичка Р. М. Хин-Гольдовская в августе 1914 года записала в дневнике: «В смысле помощи раненым общество ведет себя изумительно. Все дают без конца. Составляются маленькие группы, чтобы устроить хоть какой-нибудь лазарет. И мы вошли в такую группу – и в первое же заседание членские взносы определились 850 р. в месяц».
«В Москве тем временем началось лихорадочное развертывание новых госпиталей, под которые занимали любые мало-мальски пригодные помещения. Прежде всего в лазареты превратились различные учебные заведения. Так, профессора, ассистенты и слушательницы Высших женских курсов трудились до изнеможения, но к полуночи 23 августа подготовили 600 коек. Не отстали их коллеги из университета Шанявского. С помощью добровольных помощников – уличных мальчишек, рьяно взявшихся за набивку соломой тюфяков, – они за три часа подготовились к приему нескольких сот раненых». (Из книги А. Кокорева и В. Руга «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта в период Первой мировой».)
Особая книжка Комитета для усиления средств Елисаветинской общины сестер милосердия РОКК на имя И. А. Шлякова. 1901 Особая книжка Комитета для усиления средств Елисаветинской общины сестер милосердия РОКК на имя И. А. Шлякова. 1901
В конце июля 1914 года в помощь существующим военным госпиталям по инициативе общественных организаций началось создание частных лазаретов. К шестому августа их насчитывалось уже несколько десятков с общим количеством 1220 мест.

Москвичка Р. М. Хин-Гольдовская в августе 1914 года записала в дневнике: «В смысле помощи раненым общество ведет себя изумительно. Все дают без конца. Составляются маленькие группы, чтобы устроить хоть какой-нибудь лазарет. И мы вошли в такую группу – и в первое же заседание членские взносы определились 850 р. в месяц».
«В Москве тем временем началось лихорадочное развертывание новых госпиталей, под которые занимали любые мало-мальски пригодные помещения. Прежде всего в лазареты превратились различные учебные заведения. Так, профессора, ассистенты и слушательницы Высших женских курсов трудились до изнеможения, но к полуночи 23 августа подготовили 600 коек. Не отстали их коллеги из университета Шанявского. С помощью добровольных помощников – уличных мальчишек, рьяно взявшихся за набивку соломой тюфяков, – они за три часа подготовились к приему нескольких сот раненых». (Из книги А. Кокорева и В. Руга «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта в период Первой мировой».)
Николай Дивов. Афиша «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами в пользу Центрального Бюро при М.Г.У. по оказанию помощи пострадавшим от войны». 1914
Из частной коллекции
Николай Дивов. Афиша «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами в пользу Центрального Бюро при М.Г.У. по оказанию помощи пострадавшим от войны». 1914
Из частной коллекции
Константин Коровин. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым. 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Константин Коровин. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым. 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Абрам Архипов. Агитационный плакат Красного Креста со времен Первой мировой войны, призывающий москвичей жертвовать раненым. 1914
Из частной коллекции
Абрам Архипов. Агитационный плакат Красного Креста со времен Первой мировой войны, призывающий москвичей жертвовать раненым. 1914
Из частной коллекции
Виктор Васнецов. Реклама российского благотворительного базара «На помощь жертвам войны». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Виктор Васнецов. Реклама российского благотворительного базара «На помощь жертвам войны». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный художник. Плакат «Подвиг русского православного священника». 1915
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Подвиг русского православного священника». 1915
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Роль женщины в войне»
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Роль женщины в войне»
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Русский солдат». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный художник. Плакат «Русский солдат». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
С. Мухарский. Жертвуйте семействам павших воинов-артистов варьете и цирка: сбор 17 и 18 сентября 1916 С. Мухарский. Жертвуйте семействам павших воинов-артистов варьете и цирка: сбор 17 и 18 сентября 1916
Э. Э. Спориус. На дом инвалидов.
В субботу, 4-го апреля. За честь, славу и благоденствие нашей великой родины проливают кровь сотни тысяч наших славных бойцов. Многие из них будут изувечены и вернутся в родные места калеками. Казанцы! Ваш покой герои сохранили дорогою ценою и Ваш святой долг – дать им приют, обставить их жизнь хорошо и почетно. Жертвуйте на дом инвалидов. Пожертвования будут говорить о благородстве Ваших сердец. Казань. Типолитография Торгового дома «В. Еремеев
и А. Шашабрин». [1914–1916]
Э. Э. Спориус. На дом инвалидов.
В субботу, 4-го апреля. За честь, славу и благоденствие нашей великой родины проливают кровь сотни тысяч наших славных бойцов. Многие из них будут изувечены и вернутся в родные места калеками. Казанцы! Ваш покой герои сохранили дорогою ценою и Ваш святой долг – дать им приют, обставить их жизнь хорошо и почетно. Жертвуйте на дом инвалидов. Пожертвования будут говорить о благородстве Ваших сердец. Казань. Типолитография Торгового дома «В. Еремеев
и А. Шашабрин». [1914–1916]
Л. О. Пастернак. На помощь жертвам войны. 1914 Л. О. Пастернак. На помощь жертвам войны. 1914
С. А. Виноградов. На помощь жертвам войны. 1914 С. А. Виноградов. На помощь жертвам войны. 1914
Неизвестный художник. Реклама какао Ванъ-Гутена для армии и флота. 1904
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Неизвестный художник. Реклама какао Ванъ-Гутена для армии и флота. 1904
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Этикетка конфет «Милосердие». Т-во Реномэ
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Этикетка конфет «Милосердие». Т-во Реномэ
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Отчет по госпиталю для раненых имени фабрики Товарищества Эйнем. 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Отчет по госпиталю для раненых имени фабрики Товарищества Эйнем. 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Реклама посылок армии кондитерских магазинов «С. Сиу и К°». Отрывок из газеты «Утро России». 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Реклама посылок армии кондитерских магазинов «С. Сиу и К°». Отрывок из газеты «Утро России». 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Благотворительные концерты Митрофана Ефимовича Пятницкого с участием крестьян проводились в Москве в 1914 году в Большом зале консерватории.
«На помощь жертвам войны» – благотворительный базар, который проходил в Доме российского Благородного собрания с 5 по 7 декабря 1914 года. Собранные средства направлялись на помощь раненым солдатам Первой мировой войны. Плакат для базара создал Виктор Михайлович Васнецов. Художник активно участвовал в благотворительных акциях и способствовал развитию социальной рекламы военного времени.
На плакате изображен бой витязя со змеем. Васнецов обращается к героям русских былин, символизирующих защитников Отечества. После завершения благотворительного базара Васнецов получил благодарность от председателя Комитета за вклад в успех этого мероприятия.
Благотворительные концерты Митрофана Ефимовича Пятницкого с участием крестьян проводились в Москве в 1914 году в Большом зале консерватории.
Плакат «На помощь жертвам войны» Сергея Арсеньевича Виноградова был создан в 1914 году и стал одним из многих благотворительных усилий в поддержку пострадавших от Первой мировой войны. В военные годы такие плакаты играли важную роль в мобилизации общественности и сборе средств для помощи жертвам.

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869–1938) – русский художник-живописец, известный своими пейзажами и жанровыми картинами. На творчество художника оказал большое влияние Союз русских художников. Работы Виноградова охватывают широкий спектр жанров, от портретов и пейзажей с крестьянскими мотивами до более декоративных стилей, включая военные открытки, созданные в годы Первой мировой войны.
Кондитерская фабрика «Реномэ» была основана в 1894 году и располагалась на Новослободской улице в Москве. Продукция фабрики высоко ценилась столичными жителями и считалась равной по качеству знаменитым конфетам товарищества Эйнем.
Особого признания фабрика достигла после того, как стала единственным поставщиком сладостей ко двору Шаха Персидского. Такой статус свидетельствовал о высочайшем качестве производимых кондитерских изделий.
Успех фабрики был обусловлен удачным сочетанием древней торговой традиции и инновационных подходов промышленной революции. К концу XIX века большое значение приобрели не только вкусовые качества продукции, но и ее упаковка. В это время дизайн коробок и этикеток стал важным маркетинговым инструментом. Художественным оформлением продукции «Реномэ» занимались талантливые художники-оформители.
С. Виноградов. Москва русским воинам в плену. 1915 С. Виноградов. Москва русским воинам в плену. 1915
Николай Дивов. Афиша «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами в пользу Центрального Бюро при М.Г.У. по оказанию помощи пострадавшим от войны». 1914
Из частной коллекции
Николай Дивов. Афиша «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами в пользу Центрального Бюро при М.Г.У. по оказанию помощи пострадавшим от войны». 1914
Из частной коллекции
Константин Коровин. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым. 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Константин Коровин. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым. 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Абрам Архипов. Агитационный плакат Красного Креста со времен Первой мировой войны, призывающий москвичей жертвовать раненым. 1914
Из частной коллекции
Абрам Архипов. Агитационный плакат Красного Креста со времен Первой мировой войны, призывающий москвичей жертвовать раненым. 1914
Из частной коллекции
Виктор Васнецов. Реклама российского благотворительного базара «На помощь жертвам войны». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Виктор Васнецов. Реклама российского благотворительного базара «На помощь жертвам войны». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный художник. Плакат «Подвиг русского православного священника». 1915
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Подвиг русского православного священника». 1915
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Роль женщины в войне»
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Роль женщины в войне»
Из частной коллекции
Неизвестный художник. Плакат «Русский солдат». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный художник. Плакат «Русский солдат». 1914
Из коллекции Музея Рекламы
С. Мухарский. Жертвуйте семействам павших воинов-артистов варьете и цирка: сбор 17 и 18 сентября 1916 С. Мухарский. Жертвуйте семействам павших воинов-артистов варьете и цирка: сбор 17 и 18 сентября 1916
Э. Э. Спориус. На дом инвалидов. В субботу, 4-го апреля. За честь, славу и благоденствие нашей великой родины проливают кровь сотни тысяч наших славных бойцов. Многие из них будут изувечены и вернутся в родные места калеками. Казанцы! Ваш покой герои сохранили дорогою ценою и Ваш святой долг – дать им приют, обставить их жизнь хорошо и почетно. Жертвуйте на дом инвалидов. Пожертвования будут говорить о благородстве Ваших сердец. Казань. Типолитография Торгового дома «В. Еремеев и А. Шашабрин». [1914–1916] Э. Э. Спориус. На дом инвалидов. В субботу, 4-го апреля. За честь, славу и благоденствие нашей великой родины проливают кровь сотни тысяч наших славных бойцов. Многие из них будут изувечены и вернутся в родные места калеками. Казанцы! Ваш покой герои сохранили дорогою ценою и Ваш святой долг – дать им приют, обставить их жизнь хорошо и почетно. Жертвуйте на дом инвалидов. Пожертвования будут говорить о благородстве Ваших сердец. Казань. Типолитография Торгового дома «В. Еремеев и А. Шашабрин». [1914–1916]
С. А. Виноградов. На помощь жертвам войны. 1914 С. А. Виноградов. На помощь жертвам войны. 1914
Неизвестный художник. Реклама какао Ванъ-Гутена для армии и флота. 1904
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Неизвестный художник. Реклама какао Ванъ-Гутена для армии и флота. 1904
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Этикетка конфет «Милосердие». Т-во Реномэ
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Этикетка конфет «Милосердие». Т-во Реномэ
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Отчет по госпиталю для раненых имени фабрики Товарищества Эйнем. 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Отчет по госпиталю для раненых имени фабрики Товарищества Эйнем. 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Реклама посылок армии кондитерских магазинов «С. Сиу и К°». Отрывок из газеты «Утро России». 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
Реклама посылок армии кондитерских магазинов «С. Сиу и К°». Отрывок из газеты «Утро России». 1914
Из коллекции Музея Истории Шоколада и Какао Холдинга «Объединенные кондитеры»
«На помощь жертвам войны» – благотворительный базар, который проходил в Доме российского Благородного собрания с 5 по 7 декабря 1914 года. Собранные средства направлялись на помощь раненым солдатам Первой мировой войны. Плакат для базара создал Виктор Михайлович Васнецов. Художник активно участвовал в благотворительных акциях и способствовал развитию социальной рекламы военного времени.
На плакате изображен бой витязя со змеем. Васнецов обращается к героям русских былин, символизирующих защитников Отечества. После завершения благотворительного базара Васнецов получил благодарность от председателя Комитета за вклад в успех этого мероприятия.
Благотворительные концерты Митрофана Ефимовича Пятницкого с участием крестьян проводились в Москве в 1914 году в Большом зале консерватории.
Плакат «На помощь жертвам войны» Сергея Арсеньевича Виноградова был создан в 1914 году и стал одним из многих благотворительных усилий в поддержку пострадавших от Первой мировой войны. В военные годы такие плакаты играли важную роль в мобилизации общественности и сборе средств для помощи жертвам.
Сергей Арсеньевич Виноградов (1869–1938) – русский художник-живописец, известный своими пейзажами и жанровыми картинами. На творчество художника оказал большое влияние Союз русских художников. Работы Виноградова охватывают широкий спектр жанров, от портретов и пейзажей с крестьянскими мотивами до более декоративных стилей, включая военные открытки, созданные в годы Первой мировой войны.
Кондитерская фабрика «Реномэ» была основана в 1894 году и располагалась на Новослободской улице в Москве. Продукция фабрики высоко ценилась столичными жителями и считалась равной по качеству знаменитым конфетам товарищества Эйнем.
Особого признания фабрика достигла после того, как стала единственным поставщиком сладостей ко двору Шаха Персидского. Такой статус свидетельствовал о высочайшем качестве производимых кондитерских изделий.
Успех фабрики был обусловлен удачным сочетанием древней торговой традиции и инновационных подходов промышленной революции. К концу XIX века большое значение приобрели не только вкусовые качества продукции, но и ее упаковка. В это время дизайн коробок и этикеток стал важным маркетинговым инструментом. Художественным оформлением продукции «Реномэ» занимались талантливые художники-оформители.
С. Виноградов. Москва русским воинам в плену. 1915 С. Виноградов. Москва русским воинам в плену. 1915
Л. О. Пастернак. На помощь жертвам войны. 1914 Л. О. Пастернак. На помощь жертвам войны. 1914
Социальная реклама – своеобразный проводник в мир истории милосердия. Она открывает новые перспективы для понимания того, как формировались наши представления о добре и зле, о долге и ответственности, о человечности и сострадании.
Особую роль в этом играют работы художников-плакатистов, которые через визуальные образы передавали дух времени, призывали к состраданию и взаимопомощи. Их творчество – это не просто агитационные плакаты, а настоящие произведения искусства, отражающие нравственные идеалы своего времени.
РУССКИЙ КОД МИЛОСЕРДИЯ: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
«Когда, упав на поле боя – и не в стихах, а наяву, – я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву, когда склонилась надо мною страданья моего сестра, – боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили живой и мертвою водой, как-будто надо мной Россия склонилась русой головой!..»
Иосиф Уткин. Стихотворения. Россия – Родина моя. 1943
Социальная реклама – своеобразный проводник в мир истории милосердия. Она открывает новые перспективы для понимания того, как формировались наши представления о добре и зле, о долге и ответственности, о человечности и сострадании.
Особую роль в этом играют работы художников-плакатистов, которые через визуальные образы передавали дух времени, призывали к состраданию и взаимопомощи. Их творчество – это не просто агитационные плакаты, а настоящие произведения искусства, отражающие нравственные идеалы своего времени.
РУССКИЙ КОД МИЛОСЕРДИЯ: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
«Когда, упав на поле боя – и не в стихах, а наяву, – я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву, когда склонилась надо мною страданья моего сестра, – боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили живой и мертвою водой, как-будто надо мной Россия склонилась русой головой!..»
Иосиф Уткин. Стихотворения. Россия – Родина моя. 1943
«Когда, упав на поле боя – и не в стихах, а наяву, – я вдруг увидел над собою живого взгляда синеву, когда склонилась надо мною страданья моего сестра, – боль сразу стала не такою: не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили живой и мертвою водой, как-будто надо мной Россия склонилась русой головой!..»
Иосиф Уткин. Стихотворения. Россия – Родина моя. 1943
Госкиноиздат. Почтовая карточка. Отрывок из стихотворения Константина Симонова «Жди меня» (июнь 1941)
Из коллекции Музея Рекламы
Госкиноиздат. Почтовая карточка. Отрывок из стихотворения Константина Симонова «Жди меня» (июнь 1941)
Из коллекции Музея Рекламы
А. и В. Кокорекины. Плакат государственного издательства «Искусство». 1942
Из частной коллекции
А. и В. Кокорекины. Плакат государственного издательства «Искусство». 1942
Из частной коллекции
В. Д. Бирюков. Плакат «Изготовим и сдадим вещи фронту!». 1941
Из коллекции Музея Рекламы
В. Д. Бирюков. Плакат «Изготовим и сдадим вещи фронту!». 1941
Из коллекции Музея Рекламы
Е. П. Позднев. Плакат к фильму «Жила-была девочка». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
Е. П. Позднев. Плакат к фильму «Жила-была девочка». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
В. А. Серов. Плакат «Верные долгу и чести...».
1941
Из коллекции Музея Рекламы
В. А. Серов. Плакат «Верные долгу и чести...».
1941
Из коллекции Музея Рекламы
Галина Шубина. Плакат «Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
Галина Шубина. Плакат «Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
Плакат В. Д. Бирюкова «Изготовим и сдадим теплые вещи фронту!» был создан для агитации граждан СССР по оказанию помощи Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Сбор теплых вещей для бойцов Красной армии был одной из массовых народных инициатив в годы ВОВ. 5 сентября 1941 года ЦК ВКП(б) официально поддержал данную инициативу и принял постановление «О сборе теплых вещей и белья среди населения для Красной армии». Для приемки элементов одежды были организованы специальные пункты на предприятиях, в учреждениях и сельсоветах. Благодаря усилиям советских граждан и мощной агитационной политике, в годы войны было собрано и передано в войска примерно 740 тысяч полушубков, 2,5 миллиона пар валенок, 6 миллионов пар варежек и перчаток и многое другое.
Плакат А. и В. Кокорекиных «Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага!» является ярким примером агитационного искусства времен Великой Отечественной войны. Он призывал граждан СССР оказывать помощь фронту, обеспечивая солдат теплой одеждой для успешной борьбы с немецкими захватчиками. Это был один из важных способов поддержки фронта в условиях военного времени. Композиция плаката построена вокруг центрального образа – пожилого человека, который передает солдату элементы одежды вместе с запиской «Лучшему автоматчику». Этот жест символизирует заботу о защитниках Родины.
Госкиноиздат. Почтовая карточка. Отрывок из стихотворения Константина Симонова «Жди меня» (июнь 1941)
Из коллекции Музея Рекламы
Госкиноиздат. Почтовая карточка. Отрывок из стихотворения Константина Симонова «Жди меня» (июнь 1941)
Из коллекции Музея Рекламы
А. и В. Кокорекины. Плакат государственного издательства «Искусство». 1942
Из частной коллекции
А. и В. Кокорекины. Плакат государственного издательства «Искусство». 1942
Из частной коллекции
В. Д. Бирюков. Плакат «Изготовим и сдадим вещи фронту!». 1941
Из коллекции Музея Рекламы
В. Д. Бирюков. Плакат «Изготовим и сдадим вещи фронту!». 1941
Из коллекции Музея Рекламы
Е. П. Позднев. Плакат к фильму «Жила-была девочка». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
Е. П. Позднев. Плакат к фильму «Жила-была девочка». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
В. А. Серов. Плакат «Верные долгу и чести...».
1941
Из коллекции Музея Рекламы
В. А. Серов. Плакат «Верные долгу и чести...».
1941
Из коллекции Музея Рекламы
Галина Шубина. Плакат «Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
Галина Шубина. Плакат «Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!». 1944
Из коллекции Музея Рекламы
Плакат В. Д. Бирюкова «Изготовим и сдадим теплые вещи фронту!» был создан для агитации граждан СССР по оказанию помощи Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Сбор теплых вещей для бойцов Красной армии был одной из массовых народных инициатив в годы ВОВ. 5 сентября 1941 года ЦК ВКП(б) официально поддержал данную инициативу и принял постановление «О сборе теплых вещей и белья среди населения для Красной армии». Для приемки элементов одежды были организованы специальные пункты на предприятиях, в учреждениях и сельсоветах. Благодаря усилиям советских граждан и мощной агитационной политике, в годы войны было собрано и передано в войска примерно 740 тысяч полушубков, 2,5 миллиона пар валенок, 6 миллионов пар варежек и перчаток и многое другое.
Плакат А. и В. Кокорекиных «Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага!» является ярким примером агитационного искусства времен Великой Отечественной войны. Он призывал граждан СССР оказывать помощь фронту, обеспечивая солдат теплой одеждой для успешной борьбы с немецкими захватчиками. Это был один из важных способов поддержки фронта в условиях военного времени. Композиция плаката построена вокруг центрального образа – пожилого человека, который передает солдату элементы одежды вместе с запиской «Лучшему автоматчику». Этот жест символизирует заботу о защитниках Родины.
Каждый экспонат на выставке – это не просто вещь, это живая история о людях, чьи сердца были полны милосердия. Мы верим, что наша выставка станет важным напоминанием о том, что милосердие – это то качество, которое делает нас людьми. Приглашаем вас прикоснуться к этим удивительным историям и вместе задуматься о том, как важно сохранять в себе способность к состраданию и человечности.


Поздравляем с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне!
Неизвестный художник. Победа. Масло, холст. 1970-е
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный художник. Победа. Масло, холст. 1970-е
Из коллекции Музея Рекламы
Каждый экспонат на выставке – это не просто вещь, это живая история о людях, чьи сердца были полны милосердия. Мы верим, что наша выставка станет важным напоминанием о том, что милосердие – это то качество, которое делает нас людьми. Приглашаем вас прикоснуться к этим удивительным историям и вместе задуматься о том, как важно сохранять в себе способность к состраданию и человечности.

Поздравляем с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне!
Неизвестный художник. Победа. Масло, холст. 1970-е
Из коллекции Музея Рекламы
Неизвестный художник. Победа. Масло, холст. 1970-е
Из коллекции Музея Рекламы

© 2022-2025 МУЗЕЙ РЕКЛАМЫ
Все права защищены.

Копирование материалов без указания
активной ссылки на данный сайт запрещено.


© 2022-2025 МУЗЕЙ РЕКЛАМЫ
Все права защищены.

Копирование материалов без указания
активной ссылки на данный сайт запрещено.